Назад к списку

Вебинар-совещание «Развитие ранней помощи в системе образования РС (Я). Практические особенности работы служб ранней помощи в РС (Я)»

 


          В рамках августовского совещания работников образования 26 августа 2020 года прошел вебинар-совещание для специалистов, работающих с детьми раннего возраста, темой обсуждения стало «Развитие ранней помощи в системе образования РС (Я). Практические особенности работы служб ранней помощи в РС (Я)». 

           Модераторами и экспертами площадки выступили: Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), ГБУ ДО РС (Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения». 

          В мероприятии приняли участие педагоги, работающие с детьми раннего возраста (логопеды, дефектологи, психологи, воспитатели и тд.), всего на вебинар-совещании присутствовало 78 участников из 13 районов республики. 

           С приветственным словом выступила Любовь Александровна Бетчитова, ведущий специалист отдела общего образования МО и Н РС (Я), которая рассказала о задачах и планах работы на новый учебный год, отметила положительные результаты работы служб ранней помощи. 

           Руководитель ГБУ ДО РС (Я) «РЦПМСС» Константин Константинович Чичигинаров ознакомил участников о развитии ранней помощи в системе образования Республике Саха (Якутия). 

           Об реализации комплексной программы Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации и инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2020-2022 годы» и межведомственной работе служб ранней помощи ознакомила Антонова Алина Николаевна и.о. зав. отдела ранней помощи ГБУ ДО РС (Я) «РЦПМСС». 

           Целью данной программы является повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Саха (Якутия). 

          Участники ознакомились и обсудили основные направления комплексной программы Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации и инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2020-2022 годы» по вопросам: 

-обучения и стажировки специалистов и руководителей служб ранней помощи; 

-организации и проведения тематических семинаров для родителей по обучению методам ухода и реабилитации за ребенком с особыми образовательными потребностями; 

-приобретения специального основного игрового и компьютерного оборудования в целях эффективной организации работы служб ранней помощи. 

          В настоящее время в системе образования республики ведут работу 28 служб ранней помощи. Из них в качестве базы для создания служб ранней помощи выступают: психолого-медико-социальные центры (6), дошкольные образовательные организации (18) и специальные коррекционные образовательные организации (4). Всего в службах работают 123 специалиста. 

          На межведомственном уровне разработаны и введены информационно-методические материалы по критериям включения детей и семей, нуждающихся в услугах ранней помощи в программу ранней помощи, механизмов администрирования. 

         В настоящее время ведется организационная работа в «построении» единого межведомственного канала защищенной связи VipNet, для передачи персональных данных, в целях создания Единого реестра детей, нуждающихся в услугах ранней помощи в Республике Саха (Якутия). 

         В целях создания единого информационного пространства, эффективного межведомственного взаимодействия, автоматизации и преемственности на всех этапах оказания ранней помощи, во 2 полугодии 2020 года планируется внедрение программного обеспечения «Ранняя помощь» в службы ранней помощи, в том числе формирование Единого реестра детей, нуждающихся в ранней помощи. 

          Далее участники площадки познакомились с опытом работы служб ранней помощи в Вилюйском районе (Иванова Мария Кимовна заведующая детский садом "Веселые нотки", Васильева Виктория Лукинична - старший воспитатель, методист, Князева Наталья Олеговна - педагог-психолог), в Мегино-Кангаласском районе (Васильева Любовь Федоровна – воспитатель Службы ранней помощи МБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» «Кэскил» ) и в Нерюнгринском районе (Лапина Евгения Александровна педагог-психолог МБДОУ д/с "Рябинушка"). 

           Обсудив вопросы, обменявшись мнениями, участники вебинара-совещания решили: 

                                                 На республиканском уровне: 

          1.ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» (Чичигинаров К.К.) продолжить проведение курсов повышения квалификации и стажировки для педагогов работающих с детьми раннего возраста. 

          2.ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» совместно с действующими службами ранней помощи разработать проект методического объединения специалистов, работающих с детьми раннего возраста. 

         3.Провести собрание для родителей «Школа заботливых родителей» (дистанционно). 

                                                На муниципальном уровне: 

         1.Способствовать развитию в муниципальных образованиях республики служб ранней помощи совместно с медицинскими учреждениями для оказания психолого-педагогической и медицинской помощи детям раннего возраста и их семьям. 

         2.Содействовать улучшению материально-технического и учебно-методического обеспечения для развития служб ранней помощи. 

       3.Содействовать проведению информационно-разъяснительных работ среди населения и распространению опыта ранней психолого-педагогической помощи в республике. 

       4.С 2020 года ежеквартально предоставлять отчеты работы служб ранней помощи района в ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения». 

                                                На уровне образовательной организации: 

         1.Предусмотреть в своей деятельности необходимость обучения педагогического состава образовательной организации по повышению уровня компетентности в вопросах психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста. 

          2.Распространять эффективные педагогические практики по психолого-педагогическому сопровождению детей в условиях служб ранней помощи и инновационных форм дошкольного образования.