Назад к списку

Реализация комплексной программы РC(Я) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2020-2022 годы» в сфере оказания услуг ранней помощи

 Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является актуальной. Вопросами организации и реализации ранней помощи интересуются представители образования, здравоохранения, соцзащиты.


 Существующий отечественный и зарубежный опыт показывает, что правильно организованная и своевременная ранняя комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в развитии способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, а также обеспечить максимальную реализацию потенциала развития каждого ребенка.Создание системы ранней помощи в Российской Федерации соответствует положениям «Всеобщей декларации прав человека» и «Конвенции о правах ребенка» в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в социально опасном положении.  В образовательной среде Республики Саха (Якутия) координационную работу по развитию системы ранней психолого-педагогической помощи с 2012 года ведет отдел ранней помощи детям до 3 лет и их родителям ГБУ ДО РС(Я) “Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения”. С 2019 года отдел ранней помощи ГБУ ДО РС(Я) "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения" под руководством отдела общего образования Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) работает над реализацией мероприятий по развитию системы ранней помощи в рамках комплексной программы Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы».Основные направления:1. Обучение и стажировки специалистов и руководителей служб ранней помощи.2. Организация и проведение тематических семинаров для родителей по обучению методам ухода и реабилитации за ребенком с особыми образовательными потребностями.3. Приобретение специального основного игрового и компьютерного оборудования в целях эффективной организации работы служб ранней помощи.Целью программы является повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Саха (Якутия).  В настоящее время в системе образования республики ведут работу 28 служб ранней помощи. Из них в качестве базы для создания служб ранней помощи выступают: психолого-медико-социальные-центры (6), дошкольные образовательные организации (18) и специальные коррекционные образовательные организации (4). Всего в службах работают 123 специалиста. 2012 году впервые службы ранней помощи открылись:•г. Якутск при ГБУ ДО РС (Я) «РЦПМСС», к/т +7 (4112) 507-114. •Мегино-Кангаласский улус с. Майя при МБУ «ЦПМСС» «Кэскил», к/т +7 (41143) 41351.2013 году:•Вилюйский улус ЦППРиК МКУ Вилюйское улусное (районное) УО, +7 (41132) 43408.•Таттинский улусс с. Ытык Кюел МБУ психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Тускул», +7 (41152) 41668.•Сунтарский улус с. Сунтар МКОУ «Сунтарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» +7 (41135) 23392. • г. Якутск МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» +7 (4112) 430908.2015 году: •Намский улус МБДОУ «ЦРР детский сад №2 «Сандаара» с. Аппаны , к/т +7 (41162) 23442.•Хангаласский улус МБДОУ детский сад №9 «Золотая рыбка», п.Мохсоголлох, +7 (41144) 47332.•Нерюнгринский улус МБДОУ детский сад №52 «Рябинушка» г. Нерюнгри, +7 (41147) 45110.•Амгинский улус МБДОУ «ЦРР детский сад «Радуга» с. Амга +7 (41142) 42359•Чурапчинский улус с. Чурапча МБДОУ «ЦРР детский сад «Чуораанчык» +7 (41151) 43172. 2017 году: •Нерюнгринский район г. Нерюнгри МБДОУ «Детский сад №18 «Улыбка» +7 (41147) 69507. •Нерюнгринский район МБОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №3 города Нерюнгри» +7 (41147) 68239. 2018 году: •г. Якутск МБДОУ детский сад №1 «Звездочка» +7(4112) 449026.•КРЦ «Гнездышко» при ГКОУ РС (Я) «Республиканский специальная (коррекционная) школа-интернат» г. Якутск, +7(4112) 362707. •Горный улус с. Бердигестях МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Кырачаан ымыылар», +7 (41131) 42814.•Чурапчинский улус с. Чурапча МБДОУ «Центр коррекции речи детский сад «Березка» +7 (41151) 41690.•Вилюйский улус г. Вилюйск МБДОУ «ЦРР детский сад «Весёлые нотки» +7 (41132) 43491.•Вилюйский улус г. Вилюйск МБДОУ «ЦРР детский сад «Алёнушка» +7 (41132) 44061.В 2019 году по данной программе открылись 9 новых служб: •г. Якутск МБДОУ «ЦРР детский сад №2 «Олененок», +7 (4112) 210770.•Момский улус с. Хонуу МБОУ «Момская начальная общеобразовательная школа», +7 (41150) 21087. •Нюрбинский улус г. Нюрба МБДОУ «ЦРР детский сад №9 «Алёнушка», +7 (41134) 24163.•Олекминский улус г.Олекминск МБДОУ «ЦРР детский сад №7 «Звёздочка», 7 (41138) 41856. •Сунтарский улус МБДОУ «ЦРР детский сад №2 «Сардана» с. Сунтар, +7 (41135) 22335.•Таттинский улус МБДОУ «ЦРР детский сад «Алёнушка» с. Черкех, +7(41152) 25010.•Эвено-Бытантайский национальный улус, с. Батагай-Алыта МБДОУ детский сад «Хаарчаана», +7 (41160) 21139.•Верхневилюйский улус, с. Верхневилюйск МБДОУ «ЦРР детский сад №8 «Алёнушка» +7 (41133) 41214.•Ленский улус, г. Ленск МКУ «Районное управление образования» +7 (41137) 42341.В 2020 году планируется открытие 10 служб ранней помощи в г. Якутск, Кобяйскийском, Оймяконском, Усть-Майском, Абыйском, Алданском, Булунском, Томпонском, Жиганском и Усть-Алданском улусах.В службы обращаются родители с детьми раннего возраста в основном жалующихся на нарушения развития речи. Сохраняется тенденция обращений за психолого-педагогической помощью в службы ранней помощи на третьем году жизни ребенка. С детьми раннего возраста проводится комплексная коррекционно-развивающая работа, включающая в себя диагностику, составление индивидуальной программы развития, организацию индивидуальных консультаций, занятий, включение ребенка в подгрупповые и групповые занятия. В 2019 году услугами ранней помощью в системе образования республики было охвачено 2925 человек, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, в 2018 году 1703 детей, в 2017 году 1417 детей, в 2016 году 1162 детей. С каждым годом возрастает количество охвата за счет увеличения количества служб ранней помощи. От общего количества обратившихся семей, в работу было включено 740 детей, что составляет 25,3%, получивших услуги ранней помощи, в общем количестве детей, нуждающихся в получении таких услуг. Всего в дошкольные образовательные организации интегрированы 240 детей.В рамках реализации комплексной программы Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы» специалисты, работающие с детьми раннего и дошкольного возраста, проводят выездные методологические, практико-ориентированные семинары для родителей (законных представителей), воспитывающих детей-инвалидов, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития раннего и дошкольного возраста.За 2019 год охват составил 500 семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Мероприятия были направлены на информирование, обучение, повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей, поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития раннего и дошкольного возраста.Информирование населения об оказании услуг по ранней помощи предоставляется на постоянной основе на сайтах Министерства образования и науки РС(Я), ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» и образовательных организациях служб ранней помощи республики, в социальной сети Инстаграм @rannee_razvitie_ykt. Информация публикуется о раннем развитии детей, психолого-педагогических диагностиках, консультировании и занятиях.За 2019 год повышением квалификации, переподготовкой и стажировками всего охвачено 105 специалистов, обеспечивающих оказание услуг ранней помощи с приглашением лектора из Санкт-Петербурга, выездным стажировкой в Республику Казахстан и профессиональная переподготовка. Районные семинары по сопровождению детей раннего возраста проводятся службами ранней помощи. В рамках программы службы ранней помощи оснащаются реабилитационным игровым оборудованием для детей раннего возраста. Перечень оборудования включает следующее:- настенные модули для развития сенсорного восприятия;- развивающие игрушки Монтессори;- игровое оборудование для развития двигательных навыков;- тематические карточки для развития речи;- игровые коврики, специальная мебель для детей раннего возраста;- игрушки для развития зрительного и слухового восприятия;- игрушки для развития творческих способностей;- игрушки для развития навыков практической жизни.В 2019 году оснащены оборудованием 10 служб ранней помощи, 2020 году будут оснащены еще 11 служб компьютерным и дидактическим оборудованием для оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста до 3 лет и их родителям. Реализация комплексной программы Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы» позволяет охватить ранней помощью большее количество детей по месту жительства, оказывать комплексную помощь родителям, решить проблему обеспечения доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.